(окончание)
Кастильоне — Giuseppe Castiglione, Джузеппе
Кастильоне, кит. имя Лан Ши-нин
郎世寧,
19.07.1688, Милан, — 17.07.1766, Пекин. Миссионер-иезуит,
итальянец, придворный художник императоров
дин. Цин (1644–1911). Навыки художника
приобрел, обучаясь у иезуита Андреа
Поццо (Andrea Pozzo, 30.11.1642 — 31.8.1709) — одного
из главных в то время теоретиков
перспективы, мастера архитектурного
черчения, декоратора и живописца,
творившего в стиле барокко. Нек-рое
время Кастильоне работал в Генуе,
расписывая церковь, затем — в Португалии;
оттуда был послан в качестве миссионера
в Китай, где стал придворным художником
и архитектором, пребывал в этой должности
до конца своих дней (О. Сирен ошибочно
указал 1768 как дату смерти Кастильоне).
Прожил в Китае более 50 лет; талант и
мастерство позволили мастеру снискать
высокое признание и милость трех кит.
императоров: Кан-си (1662–1722) и еще более
— Юн-чжэна (1723–1735) и Цянь-луна (1736–1795);
последние оставили на мн. его произведениях
свои восторженные автографы.
Творч.
диапазон Кастильоне был очень широк:
он продолжал писать в западной манере
маслом, но больше внимания уделял работе
в технике кит. традиционной живописи с
использованием европейских худ. приемов:
светотеневой моделировки, линейной
перспективы и т.п.; чаще всего обращался
к жанру хуа-няо («цветы и птицы») и жэнь-у
(«фигуры»); охотно писал портреты и
пейзажи, сцены придворной и бытовой
жизни, мастерски изображал лошадей; как
архитектор участвовал в строительстве
европеизированных сооружений в летнем
императорском дворце Юаньминъюань.
Можно сказать, что Лан Ши-нин, по сравнению
с др. зап. художниками, работавшими в
Китае, наиб. удачно вписался в контекст
нац. культуры, создал особый стиль,
имеющий аналогию в стиле школы Бо-чэня
(Бочэнь-пай), и вошел в историю нац.
живописи как весьма заметная
фигура.
Кастильоне подписывал свои
работы аккуратным отточенным почерком
кайшу; и в подписи и в печатях использовал
полное кит. имя (Лан Ши-нин) либо только
собственно имя (Ши-нин), всегда с обычными
для придворного художника добавлениями
вежливых формул: чаще всего чэнь
(«покорный слуга императора») и гун-хуй
(«почтительно нарисовал»). В словарях
зафиксировано очень небольшое кол-во
печатей Лан Ши-нина: помимо трех,
включающих все три иероглифа его имени
либо последние два, известна печать
Жунь сэ тай пин
潤色太平.
Поэтому вряд ли есть основания судить
о подлинности или ложности печатей
художника, имеющихся на к.-л. приписываемом
ему произведении. Печати Лан Ши-нина по
форме довольно простые, точные, легко
читаются и, как и его почерк, легко
подделываются. Кит. авторы сообщают,
что среди дошедших до нас работ,
приписываемых Лан Ши-нину, немало
фальшивок, изготовлением к-рых особенно
много и успешно занимались в Пекине в
р-не Дианьмэнь в кон. периода Цин и в
первые годы после революции 1911.